МКОУ "Дмитриевская ООШ"
с. Дмитриевское, Заокский район, Тульская область
  • Функциональная грамотность

    Что такое "функциональная грамотность школьников" и как её развить?

    Понятие «функциональная грамотность» появилось в 1957 году применительно к взрослому населению, которое нуждалось в ликвидации своей неграмотности. В тот момент было достаточно трех базовых грамотностей, чтобы успешно справляться с решением жизненных ситуаций: умения читать, писать и считать. 

    За следующие 50 лет функциональная грамотность приобрела большую значимость. Современность требует от человека гораздо больше грамотностей: навыки чтения и письма, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, ИКТ - грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражданская грамотность. Также не обойтись без умения критически и креативно мыслить, работать в команде. 

    Все чаще высказываются мысли о необходимости развивать у школьников функциональную грамотность. Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования. Одних академических знаний в жизни теперь недостаточно. Современный ребенок должен уметь работать с информацией: находить её, проверять факты, анализировать, обобщать.  

    Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.

    Давно не секрет, что на рынке труда востребованы те специалисты, которые способны быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знания и применять их в решении возникающих проблем. Это и есть функционально грамотные люди. Если учащийся сумел приобрести такие навыки, он будет легко ориентироваться в современной реальности.

    Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью

     успешно решает разные бытовые проблемы;

     умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;

     использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;

     выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.  

    Составляющие функциональной грамотности

      читательская грамотность;

       естественнонаучная грамотность;

    математическая грамотность;

       финансовая грамотность;

      креативное мышление;

       глобальные компетенции.

    Формирование функциональной грамотности в начальной и основной школе

    Большую роль в формировании функциональной грамотности в начальной школе играет дополнительное образование. Занятия в кружках развивают творческие способности, креативное мышление, компьютерную и читательскую грамотность. Правильная синхронизация работы педагогов и метапредметные связи помогут быстро развить нужные компетенции.   

    В средних и старших классах предлагают постепенное увеличение объема знаний и сложности анализа информации. С детьми можно поговорить о серьезных глобальных проблемах, причинах мировых войн и социального неравенства. Результаты также оценивают по более строгим критериям.

    Задания дают на стыке разных наук и межпредметных занятиях, где одновременно изучают историю и литературу, географию и экономику и делают выводы на основе их взаимосвязей. Хорошие результаты демонстрируют самостоятельные и групповые исследовательские работы, проектная деятельность по естественно-научным и социологическим направлениям.

    Правила функциональной грамотности

      учебный процесс должен быть привязан к реальным ситуациям, в которых дети могут представить себя;

    задания должны соответствовать возрасту обучающихся;

      системность и взаимосвязь знаний и факторов.

    Полезные ссылки

    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

    Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы

    Открытый банк оценочных средств по русскому языку (I-XI классы)

    Открытый банк заданий для оценки читательской грамотности (V-IX классы)

    Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)

    Федеральный уровень

    Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17.09.2021 №03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности"

    Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 14.09.2021 №03-1510 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"

    Региональный уровень

    Приказ МКУ «ЦНППМ г. Тулы» от 30.09.2022 № 65-а «Об организации работ по реализации плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся в образовательных организациях, подведомственных управлению образования администрации города Тулы, на 2022-2023 годы»

    Приказ министерства образования Тульской области от 29.09.2022 № 1855 «Об утверждении плана мероприятий Тульской области по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2022/23 учебный год

    Приказ Министерства образования Тульской области от 12.02.2021. №141 "Об утверждении регионального проекта социального воздействия в сфере образования «Повышение уровня функциональной грамотности школьников Тульской области» на 2021, 2022, 2023 годы"

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie